Комплексный подход
            к доставке груза!
Телефон в Петербурге: +7 (812) 458-85-67
E-mail: sales@navilog.ru

Что ждет логистический рынок в 2014 году

Что ждет логистический рынок в 2014 году

Что ждет логистический рынок в 2014 году

3 апреля в пресс-центре «Интерфакс» состоялся круглый стол «Российский транспортно-логистический рынок глазами участников: болевые точки и перспективы роста», на котором представители компаний-лидеров рынка обменялись мнениями о текущей ситуации в отрасли и сделали прогнозы на 2014 год.

Генеральный директор «СТС Логистикс» Марк Бреннейзер был не слишком оптимистичен в своих высказываниях относительно состояния российского рынка: «В последние два года повсеместно слышится слово «кризис». Мы видим, что многие сектора нашего рынка (коммерческий и грузовой транспорт, например) не растут, а напротив, сокращают свою деятельность. Но есть сегменты, в которых наблюдается рост, в том числе автомобильные запчасти и розничная сфера».

Все отчетливее видна тенденция сокращения спроса: потребители начали покупать меньше и в основном приобретают малоценные продукты. Зафиксировано снижение объема закупок и цен приобретаемых товаров.

«В данных условиях многие компании стали работать на самоокупаемость, а не на прибыль. Что касается состояния транспортной и логистической сферы, здесь не стоит ждать значительных инвестиций», — подытожил г-н Бреннейзер.

Директор по маркетингу логистической компании «Молком» Полина Винокурова высказала иную точку зрения: «В конце 2013 года эксперты делали достаточно сдержанные прогнозы относительно сегмента складской логистики, но так или иначе все говорили о его росте. Падение курса рубля внесло некоторые коррективы в видение рынка складской недвижимости и услуг, которые оказывают складские провайдеры. Сегодня арендные ставки на площади, сдаваемые операторам, в большинстве случаев зафиксированы в долларах или евро. Поэтому продолжающийся существенный рост курса доллара и евро относительно рубля негативно отражается на провайдерах, арендующих складские площади». В этой ситуации преимущество имеют логистические операторы, которые располагают собственными складскими площадками, как, например, «Молком» или FM Logistic.

Многие девелоперы задумались о смене ценовой политики – скидках для новых клиентов, однако скидки по уже существующим контрактам в ближайшие 3-4 месяца вряд ли возможны, отметил эксперт.

«Что касается клиентов логистических компаний, то есть сегменты, где темпы роста замедлились, но пока нет оснований говорить об общем падении объемов хранения и перевозок. Возможно, если это и произойдет, то через 5-6 месяцев, — продолжила г-жа Винокурова. — Обычно крупные ритейлеры и производители делают прогнозы на год вперед, поэтому, в последующие 6-8 месяцев логистические провайдеры будут работать в прежнем режиме».

Солидарен с Полиной Винокуровой и коммерческий директор DPD в России и СНГ Леонид Зондберг: «Складские операторы пока могут не ощущать стагнации, потому что в условиях
падения спроса объем хранения на складах не уменьшается. Однако наши клиенты из основных отраслей (автопром, промышленное, телекоммуникационное и медицинское
оборудование) уже скорректировали темпы роста бизнеса: 5% в год вместо 10-15».

Г-н Зондберг отмечает активный рост только в сфере онлайн-продаж, но данный сегмент занимает лишь 1,5-2% от общего рынка ритейла.
Тем не менее, для складских операторов онлайн-продажи представляют большой интерес. Стоит ожидать определенной консолидации в этом сегменте в среднесрочной перспективе,
считает эксперт.

«Необходимо, чтобы логистические операторы оптимизировали бизнес-процессы, также полезен опыт западных коллег — это позволит более эффективно работать на рынке B2C.
В настоящее время прибыльность операций в B2C сегменте намного меньше, чем в B2B. В целом мы оптимистично смотрим на рынок и ожидаем, что в этом году рост продаж
составит -10-15 % (в прошлых годах продажи росли на 20-30%)», — резюмировал Леонид Зондберг.

Управляющий партнер 3PL провайдера LogLab Михаил Малахов остановился в своей речи на макроэкономических трендах. Он отметил, что, несмотря на двукратное увеличение объема потребительских затрат в первом квартале 2014 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года, торможение импорта процессом удорожания бивалютной корзины к рублю станет глобальным трендом нынешнего года.

Важная тенденция, укоренившаяся еще в 2012 году, — сокращение  объемов промышленного производства в России. Эксперт выделил еще один тренд: универсальные торговые сети начинают самостоятельно производить доставку, снижая количество точек погрузки-выгрузки.

«Пока логистические операции в России, по сравнению с китайским и американским рынками, географически сходными с нами, малоэффективны, есть большой простор для совершенствования. Это приводит к тому, что наши потенциальные клиенты по мере роста логистической компетенции ищут креативные решения, помогающие снизить добавленную стоимость. Такие инициативы заказчиков, как аутсорсинг (выделение функций в сторону внешнего провайдера), найдут продолжение в следующем году. Это потребует высокой компетентности от логистических операторов, хорошего понимания отрасли, чтобы дать заказчику именно то, что ему нужно», — прокомментировал г-н Малахов.

В качестве значимого макроэкономического тренда, таможенный импорт,  который может проявиться в этом году, эксперт назвал также импортозамещение. «Маловероятно, что санкции, которыми нас пугали, серьезно вступят в силу и будут иметь значимые экономические последствия. Тем не менее это сигнал нашей стране и хороший импульс для дальнейшего стимулирования и проведения импортозамещения. Надеюсь, уже в этом году мы увидим результат, — высказался Михаил Малахов. — Сочетание всех названных разнонаправленных векторов в этом году подтолкнет рынок к небольшому, но все же росту – в 3-5%».

Директор по развитию бизнеса в России FM Logistic Владимир Серебряков обратил внимание собравшихся на потенциал регионов: «Как мы полагаем, в ближайшее время прирост рынка логистики будет происходить преимущественно за счет регионов.
Несмотря на наибольшее сосредоточение логистических операций в Москве, в несколько раз превосходящее любой другой регион России, столичный логистический рынок сбалансирован. Региональная ситуация совсем иная. Если в Самарской, Свердловской и Новосибирской областях идет развитие и уже создана базовая логистическая инфраструктура , то другие регионы заметно отстают. К тому же, не во всех регионах власти готовы к активному диалогу с бизнесом. Начиная с прошлого года мы наблюдаем большое внимание  всех участников рынка к регионам и увеличение присутствия в них.
Это будет поддерживаться другим популярным течением последнего времени — тяготением к регионализации производства.
Стремясь оптимизировать издержки, в первую очередь, снизить затраты на рабочую силу, энергоносители, инфраструктурные проекты, производители выносят свои площадки  в регионы, приближая точку изготовления продукции к месту ее конечной продажи, что позволяет сократить логистические издержки».

Руководитель внешнеторговой и транспортной практики юридической фирмы ООО «Марш энд Уилтс» Андрей Голубчик затронул наиболее болезненную – законодательную – сферу: «Транспортная отрасль нашей страны живет в уникальных условиях. Россия является участницей международных конвенций, однако международные перевозки грузов осуществляются по одним законам, а перевозки грузов внутри страны – по другим. В Гражданском кодексе заявлено, что у нас должен быть закон о смешанных перевозках. Смешанные перевозки выполняются  логистическими или мультимодальными операторами, которые последовательно организовывают перевозку груза несколькими видами транспорта. В действительности этого закона нет. Не менее парадоксальна ситуация с транспортно-экспедиционной деятельностью. Закон о ней противоречив. Попытки внести в него коррективы делались неоднократно, тем не менее изменений не произошло».

Что касается перевозок разными видами транспорта, то г-н Голубчик уверен: грузовладельцы делают все, чтобы перейти с железнодорожного транспорта на автомобильный, так как перевозки по ж/д перестают быть рентабельными. «Но несмотря ни на что транспортный сектор будет продолжать функционировать и развиваться», — резюмировал Андрей Голубчик.

Представители финского транспортного бизнеса, принимавшие участие в работе круглого стола, предложили продолжить обсуждения переспектив развития транспортно-логистического бизнеса и стратегию работы в условиях падения грузопоторков на российско-финской логистической конференция «День финской логистики», которая пройдет 22 мая 2014 года в Санкт-Петербурге.

Смотрите также:

  • Контейнерный фрахтовый рынок в 2016 году
    Контейнерный фрахтовый рынок в 2016 году
    Аналитическая компания Alphaliner назвала 2016 год худшим за всю историю контейнерного фрахтового рынка: ставки на аренду судов некоторых классов упали до абсолютного антирекорда, при этом экономическая ситуация не позволяет рассчитывать
  • Рынок грузовых автоперевозок на юге России постепенно структурируется
    Рынок грузовых автоперевозок на юге России постепенно структурируется
    Под давлением конкуренции рынок грузовых автоперевозок на юге России постепенно структурируется, пишет Эксперт.ру. Главным ориентиром для тех, кто смог удержаться на плаву, становится развитие сервиса — оно выгодно сегодня всем «Сейчас
  • Страны ТС создадут общий рынок к 2015-му году
    Страны ТС создадут общий рынок к 2015-му году
    Главы государств-членов ТС договорились о том, что все четыре свободы — то есть, товаров, услуг, капитала и рынка труда —  будут действовать на территории Евразийского экономического союза с 2015-го года без

Оставить комментарий