Комплексный подход
            к доставке груза!
Телефон в Петербурге: +7 (812) 458-85-67
E-mail: sales@navilog.ru

ОАО «РЖД» оценивает свои ежегодные потери из-за вступления в ВТО в 21 миллиард

ОАО "РЖД" оценивает свои ежегодные потери из-за вступления в ВТО в 21 миллиард

Согласно последним данным, ОАО «Российские железные дороги» оценивает в 21 млрд руб. ежегодные потери, связанные со вступлением Российской Федерации в ВТО. Прогноз таков по причине предстоящей в следующем году унификации международных и внутренних ставок на транспортировку ряда типов грузов —  в первую очередь, разумеется, нефти и нефтепродуктов.

Восполнить потери ОАО «РЖД» предлагает путем установления единых тарифов выше внутрироссийских в среднем на 4-8%, но ниже международных. В ФСТ окончательного решения еще не приняли.

В распоряжении «Ъ» оказались расчеты ОАО РЖД по возможным потерям доходов на тарифах из-за вступления России в ВТО. Речь идет о выравнивании ставок на перевозки через сухопутные погранпереходы с внутрироссийскими. Разница между ними по стандартам ВТО является торговым барьером. «В целом сближение международных и внутренних тарифов ФСТ вела с 2006 года, по большинству родов грузов ставки почти выравнялись»,- рассказывает источник «Ъ», знакомый с ситуацией. Но по нескольким видам грузов разница остается существенная. Это в первую очередь нефть и нефтепродукты, а также продукты неорганической химии и лесные грузы. «Так, по нефти международные тарифы выше внутрироссийских в среднем на 30%»,- отмечает источник «Ъ». Ставки должны быть унифицированы с 1 января 2013 года. «Сейчас тарифы по экспортно-импортным перевозкам через сухопутные погранпереходы считаются по третьему разделу прейскуранта 10-01, а внутрироссийские — по второму разделу. С нового года про третий раздел прейскуранта, грубо говоря, можно вообще забыть»,- поясняет собеседник «Ъ». Согласно расчетам ОАО РЖД, если международные тарифы снизить до внутрироссийских (с учетом унификации тарифа на порожний пробег цистерн), выпадающий доход монополии составит 21 млрд руб. в год. Основная часть придется на нефтяные грузы — 18 млрд руб. Потери по лесным грузам составят 2,4 млрд, а по неорганической химии — 0,6 млрд руб. Отдельно монополия просчитала возможные потери от унификации тарифов на транзитные перевозки в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП). Если будут унифицированы транзитные ставки по всем направлениям, потери РЖД составят 7,1 млрд руб. Таким образом, в сумме монополия может потерять на унификации тарифов до 28,1 млрд руб. в год. Для компенсации потерь РЖД предлагает установить единые тарифы не на уровне внутренних, а чуть выше. Так, по нефтяным грузам монополия предлагает поднять ставки в среднем на 5% (через спецкоэффициент), по лесным — на 8%, по неорганической химии — на 4%. Это рост без учета общей индексации тарифов в следующем году (на 7%). В ФСТ «Ъ» подтвердили, что готовят унификацию тарифов с 2013 года. Итоговое решение, как говорят в службе, будет учитывать сохранение доходной базы РЖД. Но тарифная нагрузка не должна расти темпами, превышающими прогнозы социально-экономического развития России, оговариваются в ФСТ. Источник «Ъ», знакомый с ситуацией, уточняет, что «по ВТО унифицировать тарифы придется в любом случае, а по транзитам в рамках ЕЭП решение, скорее всего, затянется». Исполнительный директор НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» Дмитрий Королев уверен, что единые тарифы для нефтяных, нефтехимических и лесных грузов будут выше, чем нынешние внутрироссийские. «Унифицированный тариф будет выгоден для экспортеров, которые в том числе смогут активнее задействовать в своей логистике порты стран СНГ и Балтии. А перевозки внутри России, например транспортировка нефти до НПЗ, станут дороже»,- добавляет господин Королев. В ОАО РЖД подтвердили возможную сумму потерь от унификации тарифов, а также коэффициенты, которые позволят сохранить доходность. Экспортные потоки нефтегрузов на железной дороге сейчас тяготеют к морским границам — в том числе из-за тарифной политики. В адрес припортовых станций в прошлом году погружено 81,7 млн тонн, в то время как на сухопутные погранпереходы ушло почти в два раза меньше — 42 млн тонн. В целом же в транспортировке углеводородного сырья железная дорога занимает лишь около 10% — остальное обеспечивают трубопроводы. Зато по сети РЖД доставляется потребителям 80% мазута и почти весь бензин.

Более 80% рынка железнодорожных перевозок нефтеналива занимают частные ОАО «Первая грузовая компания», ООО «Трансойл», ООО «ЛУКОЙЛ-транс», Globaltrans, ЗАО «Нефтетранссервис», ООО «ТЭК «Евротранс»». Топ-менеджер одной из компаний отметил, что рост тарифа отразится на ценах перевозки для грузоотправителей и, как следствие, в итоге может сказаться на ценах конечной продукции, в том числе бензина.

По данным «КоммерсантЪ»

Смотрите также: