Еще вчера про этот порт на Балтике мало, кто слышал. И неудивительно: он – ровесник нашего века. Звание порта было присвоено Усть-Луге только в 2000 году, а начал работу он с декабря 2001, когда существовавший лесной терминал в устье реки Луга объединился с новым угольным терминалом.
Сегодня международные грузоперевозки без Усть-Луги представить трудно. Более того, она перехватила у северной столицы почетное звание «Морских ворот России». По итогам 2014 года, Усть-Луга с грузооборотом 72,6 млн. тонн возглавила «большую тройку» балтийских портов, опередив и Большой порт Санкт-Петербург (61,1), и Приморск (53,6). В 2016 году грузооборот порта Усть-Луга составил 93,4 млн. тонн.
Таких успехов порт заслужил, благодаря ряду условий, как экономических, так и географических. Усть-Луга фактически граничит с Евросоюзом и находится на пересечении международных транспортных коридоров.
Природные условия в Лужской губе, расположенной на западе Финского залива, позволяют круглогодично эксплуатировать порт (с недолгим периодом ледовой проводки: до 326 дней в году – без использования ледоколов). Среди других плюсов – глубокая акватория и короткий судоподходный канал, что позволяет Усть-Луге принимать суда дедвейтом в 160 тыс. тонн, чего не может никакой другой балтийский порт России.
Сегодня Усть-Луга это:
- 13 действующих современных терминалов (генеральным планом развития предусмотрено 15),
- 19 причалов общей длиной более 4 километров,
- максимальная разрешенная проходная осадка – 13,7 м и
- минимальные на Северо-Западе тарифы портовых услуг.
Порт относится к Кингисеппской таможне и имеет пост для акцизных товаров.
Судозаход в Усть-Лугу совершают крупнейшие морские линии, среди которых:
- Maersk
- CMA-CGM
- Yang Ming
- Hapag Lloyd
- OOCL
- APL
- Cosco
- Hanjin
- NYK
- China Shipping
- Unifeeder
- Team Lines
- Containerships
Но успешное функционирование порта обеспечивает не только наличие современных причалов. Нет смысла доставлять грузы морем без развитой наземной транспортной инфраструктуры.
Автомобильное сообщение с портом осуществляется по реконструируемым автодорогам Луга – Ополье с выходом на федеральную трассу «Нарва» (в перспективе с выходом на трассу «Россия» в районе Великого Новгорода) и Петродворец – Кейкино с выходом на КАД Санкт-Петербурга.
Важнейшую роль в работе порта играют железнодорожные грузоперевозки. Сегодня функционируют уже три из семи станций железнодорожного узла Лужская. Ведется усиление железнодорожных подходов к порту по линии Мга – Гатчина – Веймарн – Усть-Луга, что позволит обойти перегруженный петербургский железнодорожный узел.
В будущем железнодорожный комплекс порта Усть-Луга должен стать самым крупным и современным во всей Европе. Из грузопотока в 180 млн. т в год, ожидаемого при выходе порта на полную мощность (к 2020 году), около 100 млн. т будет доставляться в порт и из порта по железной дороге. Уже в этом году пропускная мощность железных дорог порта должна превысить 50 млн. т.