Несмотря на огромное количество самых разнообразных специализированных грузовых железнодорожных вагонов, основная часть грузов перевозится по российским железным дорогам в вагонах универсальных – крытых, полувагонах и на открытых платформах. Более того, основные характеристики железнодорожных вагонов давно унифицированы. И все специализированные вагоны, как правило, строятся на основе трех этих основных разновидностей.
Базовыми характеристиками железнодорожных вагонов являются:
- габариты,
- грузоподъемность,
- тара,
- количество осей.
Длина железнодорожного вагона меряется в условных единицах, равных 14 метрам. От этой единицы исчисляют длину всего подвижного состава. Под грузоподъемностью понимают максимально допустимую массу перевозимого груза (около 70 т для четырехосного универсального вагона, и 120-130 т – для восьмиосного).
А тарой называется собственная масса порожнего вагона.
Все эти характеристики важны для определения допустимых параметров поезда при движении по определенному маршруту:
- нагрузка на полотно,
- допустимая масса на мостах,
- габариты пролетов под эстакадами,
- тоннелей и т.п.
В полувагонах и на платформах перевозят груз, не боящийся атмосферных воздействий:
- трубы,
- прокат,
- уголь,
- строительные материалы (гравий, песок и др.),
- лес,
- машины и механизмы.
Железнодорожная перевозка грузов полувагонами имеет свою специфику. Отсутствие крыши дает возможность легко помещать в них насыпные грузы, но выгрузка их организовывается разными способами.
Часто в днище делаются специальные люки, однако мелкие фракции могут высыпаться, если люки примыкают неплотно. Поэтому часть полувагонов делается со сплошным днищем, а выгрузка происходит с помощью специального опрокидывателя вагона.
Кроме того, чтобы сыпучий груз не выдувался ветром (по статистике теряется до 10 млн тонн угля ежегодно), полувагоны в таких случаях обычно закрывают натяжными тентами.