Грамотное размещение морских грузов важно не только для сохранности самого груза, но и для безопасности транспортного средства. После того, как груз помещен в трюм или на палубу судна, его необходимо соответствующим образом распределить, разместить и закрепить.
Данный процесс называется сепарацией.
Если этот этап проигнорировать, возникает риск частичного или полного повреждения груза из-за смещения и сталкивания товаров между собой. А это в свою очередь означает серьезные финансовые потери на выплату неустоек. Особого внимания требуют морские грузы, поскольку значительное смещение груза в трюме или на палубе может привести не только к повреждению самого груза или судовых конструкций, но и к крену, опрокидыванию и гибели судна.
Кроме того, в случае однородной упаковки и маркировки груза, сепарация служит дополнительным маркировочным средством партий и мест в партии.
Вид сепарации зависит от:
- нормативных требований на перевозку конкретного груза,
- его габаритов,
- веса и других характеристик,
- вида тары,
- способа размещения морского груза в трюме или на палубе судна,
- а также от условий плавания самого судна.
К сепарационным материалам предъявляется ряд требований, главными из которых являются надежность фиксации груза, чистота (в том числе от биологических и химических загрязнений), отсутствие посторонних запахов.
Основной способ сепарации — использование деревянных распорок.
Для них могут использоваться любые виды пиломатериалов, а также лес-кругляк. Этот способ традиционен и достаточно дешев, однако трудоемок. Материал для распорок применяется только определенного качества (не сырой и не пересушенный). А масса самого крепежа значительно увеличивает общий вес груза, что приводит к необходимости уменьшать массу полезного груза, чтобы избежать перегруза судна.
Еще один широко используемый метод сепарации груза — стяжные ремни.
Он часто применяется при контейнерных перевозках. На стандартных контейнерах для облегчения погрузки, складирования и крепежа имеются угловые фитинги. В трюмах контейнеровозов предусмотрены специальные вертикальные направляющие. А на палубах размещены запирающиеся замки — твистлоки.
При использовании стяжных ремней для крепления генеральных грузов, необходимо учитывать, что товары внутри судна должны быть равномерно раскреплены, что приводит к уменьшению полезной площади для размещения груза. Обычно стяжные ремни применяют в сочетании с другими способами крепления.
Допускается также использование таких крепежных средств и сепарационных материалов как:
- такелажные цепи,
- тросы,
- талрепы,
- проволока,
- гвозди,
- бумага,
- картон.
А также безвредных для груза и людей красок.
Эффективный современный, но пока не нашедший широкого применения способ сепарации груза — использование воздушных мешков.
Эта технология основана на заполнении пустот между товарами воздухом по принципу «подушек безопасности». В сдутом состоянии бумажный, синтетический или резиновый мешок помещается между грузами и надувается, заполняя все пространство между упаковками. Этот способ исключает смещение не только упаковок товара относительно друг друга, но даже продукции внутри упаковок.
Для крепления тяжеловесных и перевозки крупногабаритных морских грузов обычно применяют сварные конструкции из металлических труб или профильной стали.
Их удаляют перед выгрузкой товара.
Выбирая способ сепарации груза, прежде всего, следует оценить эффективность каждого. Возможно, для надежного сохранения груза, придется воспользоваться сразу несколькими способами. Необходимо помнить и о том, что если не будут учтены особенности разгрузочных технических средств, груз может быть поврежден и при разгрузке. Поэтому схема погрузки и сепарации груза непременно должна быть согласована с грузополучателем.