Аналитическая компания Alphaliner назвала 2016 год худшим за всю историю контейнерного фрахтового рынка: ставки на аренду судов некоторых классов упали до абсолютного антирекорда, при этом экономическая ситуация не позволяет рассчитывать на значительное улучшение ситуации на рынке в 2017 году, сообщает ТАСС.
Согласно Alphaliner, вынужденное перераспределение тоннажа по мере непрекращающегося ввода в строй новых мега-контейнеровозов продолжало давить на рынок в сегментах судов меньшей вместимости на протяжении всего года, в то время как банкротство Hanjin Shipping дополнительно высвободило значительный флот современных судов вместимостью от 4200 до 13100 TEU.
«Лишь небольшое число наиболее современных и экономичных судов удалось отдать во фрахт на лучших условиях, при этом ставки по-прежнему не обеспечивают окупаемости инвестиций,» — цитирует Journal of Commerce (еженедельный бюллетень Alphaliner).
В основном заключались фрахтовые соглашения с нефиксированной ставкой на период от 1 до 6 месяцев и от 2 до 12 месяцев. При этом спрос в целом был недостаточен для поглощения всех свободных мощностей. Alphaliner также отмечает, что со стороны спроса негативное влияние на рынок оказали растущий протекционизм и изоляционизм некоторых стран.
Отмечается, что доходность от операций океанских перевозчиков резко сократилась в результате низких фрахтовых ставок, однако сильнее всего пострадали судовладельцы, которые не оперировали судами: растущий объем простаивающего флота оказывает давление на чартерные ставки. Alphaliner отмечает, что самой сложной является ситуация в сегменте традиционных судов класса Panamax (вместимостью от 4 000 до 5100 TEU).
В складывающихся условиях некоторые судовладельцы вынуждены отправлять на слом суда в возрасте 10 лет в преддверии их очередного специального освидетельствования. Альтернативными решениями являются консервация или продажа по ценам значительно ниже себестоимости.
Ставки на контейнеровозы класса Panamax сократились на фоне рекордного объема простаивающего тоннажа в результате расширения Панамского канала.
По данным сервиса vesselsvalue.com, стоимость фрахта судна вместимостью 4250 TEU 2009 года постройки сократилась по состоянию на сентябрь более чем на 45%, на судно 2011 года — на 39%.
Ставки на более крупные суда также снизились до минимальных за последние 10 лет уровней: стоимость аренды контейнеровоза-семитысячника 2005 года постройки снизилась в полтора раза, 2016 года — более чем на 19%.
Как отмечает аналитик vesselsvalue.com Уильям Беннет, расширение Панамского канала и экономическая ситуация на рынке обуславливают увеличивающийся разрыв ставок на суда класса Panamax и post-Panamax.