Комплексный подход
            к доставке груза!
Телефон в Петербурге: +7 (812) 458-85-67
E-mail: sales@navilog.ru

Экология портовых территорий

Современный порт — сложный логистический узел, которой соединяет в себе большой транспортный хаб, и прилегающие обширные территории городской (по преимуществу) застройки. Как соблюсти баланс между необходимостью перевалки сыпучих и опасных грузов в портах и интересами жителей портовых городов? Зачастую эти интересы прямо противоположны.

Перевозка грузов морем известна человечеству с незапамятных времен. Экспедиции, во время которых совершались великие географические открытия снаряжались зачастую не столько из научного любопытства, сколько из экономической необходимости – нужны были пути к ресурсам и рынкам сбыта продукции.

Так еще за 1200 лет до н.э. древние финикийцы (территория современного Ливана) сумели достичь Атлантики. Испанский город Кадис за Гибралтаром был основан как финикийский порт Гадир для торговли серебром, оловом и другими товарами примерно в 1100 году до новой эры. А в VII веке до н.э. – по свидетельству Геродота – египетский фараон Нехо организовал экспедицию на финикийских кораблях вокруг Африки.

И мореходы совершили этот трехлетний переход более чем за 2 тысячи лет до Васко да Гама.  Примерно к тому же времени относится экспедиция карфагенского морехода Ганнона вдоль западного побережья Африки. Именно перевозка морем и гражданских товаров, и военных отрядов позволили Карфагену стать самым серьезным соперником Древнего Рима.

Современные порты — проблемы и решения

Перевозка угля морем и перевалка угля в портуНо все это – давняя история. Современные порты несопоставимы по масштабам с древними причалами у рыночных площадей. На территории, занимаемой одним только портом Роттердама – 105 кв. км – уместились бы и древний Карфаген вместе с Римом (в пределах Сервиевой стены), да еще и весь средневековой Париж эпохи Меровингов в придачу.

Однако и загрязнение окружающей среды современными транспортными узлами, в сравнении с грязью древних портов, увеличилось в сотни и тысячи раз. Особенно это касается пылящих грузов – угля, руды, химических удобрений.

Перевалка грузов в портах сопряжена с твердыми выбросами в атмосферу, что нарушает экологию и вызывает недовольство жителей. Твердыми аэрозолями загрязняется атмосферный воздух, деградирует растительный и животный мир, вредная пыль оседает на акватории и почве даже в селитебных зонах припортовых поселков и городов. Что создает непосредственную угрозу здоровью людей. Операторы морских терминалов должны обеспечивать предельно допустимые нормы выбросов, но это происходит, к сожалению, далеко не всегда.

В России особенно остро эта проблема встала в Приморском крае, где объемы переработки угля существенно возросли, а попытки местных парламентариев запретить его открытую перевалку потерпели фиаско. Но, помимо запретов, есть и другие способы повысить экологическую безопасность погрузочно-разгрузочных работ, а также обеспечить безопасную доставку в порт и вывоз из порта.

Рассмотрим вкратце, что делается в этом направлении в разных регионах РФ

Условно способы уменьшить пыление при перевалке сыпучих грузов можно на три группы:

  • Организационно-технологические мероприятия (уменьшение числа промежуточных пунктов перевалки, минимизация перепада в местах погрузки, рациональное размещение оборудования, складов, самих терминалов и т.п.);
  • Увлажнение и паровое, а также пенное обеспыливание (для увлажнения используются как вода, так и ПАВ, связывающие пыль);
  • Аспирация (укрытие мест интенсивного пыления).

Мурманск

Все эти способы активно применяются в Мурманском морском торговом порту (ММТП), где 76% грузооборота составляет именно уголь. В ММТП интенсивно используются:

  • Система орошения портальных кранов;
  • Мобильная туманообразующая установка (перемещается во все точки перегрузки угля);
  • Пылеподавляющие насадки на судопогрузочную машину для перегрузки апатитового концентрата;
  • Стационарные туманообразующие пушки по периметру штабелей угля;
  • Совершенствуется организация работ – вплоть до остановки перегрузки при направлении ветра в сторону города.

Однако при значительной концентрации терминалов подобных мер оказывается недостаточно. Но сооружение закрытых складов обходится дорого и увеличивает себестоимость угля, что в условиях жесткой конкуренции может негативно сказаться на его экспорте. Кроме того, уголь в закрытом помещении взрывоопасен – и в случае непредвиденных обстоятельств окружающей среде может быть нанесен вред не меньший, чем от пыления. Одной из альтернатив полностью закрытой перевалке в Приморье считают применение вертозащитных стен с так называемыми «параметками» — отверстиями, поворотами и другими технологическими решениями, «сбивающими» поток ветра, что не позволяет пыли распространяться за пределы терминала.

Усть-Луга

Новейшие технологии перевалки угля, устраняющие пыление при выгрузке из вагонов и при погрузке в трюмы, реализованы в порту Усть-Луга, который может считаться самым современным специализированным портовым автоматизированным комплексом для перегрузки этого типа груза в России. Выгрузка вагонов тут полностью закрыта. Хранилища угля оборудованы мощной системой пылеподавления. Транспортировка и погрузка осуществляются современными стакерами и реклаймерами, пылящими менее, нежели предшественники.

Приморские порты

В целом, можно резюмировать, что и законодательство, и бизнес наконец-то поворачиваются лицом к экологии. О чем свидетельствуют хотя бы намерения инвесторов внедрять высокотехнологичное оборудование, минимизирующее воздействие на окружающую среду, на новых угольных терминалах в Приморье – в бухте Суходол и в Находке.

В дальнейшем экология вполне может стать частью экономики перевалки угля: грузовладелец будет принимать решение, работать с данным терминалом или нет на основе заключения о его технологическом состоянии. Терминалы, нарушающие экологическое законодательство, будут вынуждены уменьшать пыление под угрозой остракизма.