Чтобы оценить, как будут развиваться железнодорожные перевозки в нашей стране в ближайшем будущем и в отдаленной перспективе, следует, прежде всего, оглянуться назад и определить пути, по которым этот рынок двигался до настоящего времени, и нащупать сложившиеся или возникающие на наших глазах тенденции.
Проанализируем основные показатели железнодорожных перевозок за первый квартал этого года помесячно и сопоставим с аналогичным периодом за прошлый год.
Для удобства представим общие показатели в таблице:
Месяц | Грузооборот (млрд. т-км) | к соотв. мес. 2014 г. | Объем перевозок (млн. т) | к соотв. мес. 2014 г. |
---|---|---|---|---|
Январь 2015 | 188,2 |
-1,5% |
96,6 | +0,3% |
Февраль 2015 | 174,3 | +1,8% | 92,5 | -0,9% |
Март 2015 | 199,8 | +0,9% | 103,0 | -1,2% |
Беглого взгляд на цифры вполне достаточно, чтобы заметить тенденцию к небольшому увеличению как грузооборота, так и объема перевозок. Однако, если в сопоставлении с первым кварталом 2014 года грузооборот имеет небольшой прирост, то общий объем перевозок грузов по железной дороге все более отстает от прошлогоднего графика.
Рассмотрим, как менялись показатели перевозок по разным группам товаров и попытаемся определить возможные причины отставания.
Январь 2015
По сравнению с прошлогодним январем выросли перевозки:
- зерна и продуктов перемола (+60,8%),
- черных металлов (+12,3%),
- леса и пиломатериалов (+10,7%),
- каменного угля (+3,7%),
- железной и марганцевой руды (+3.4%),
- нефти и нефтепродуктов (+0,4);
Сократились перевозки:
- строительных грузов (-26,1%),
- цемента (-6,7%),
- кокса (-3,9%),
- металлолома (-1,5%).
Причиной снижения грузооборота послужило сокращение экспортных грузопотоков: так при общем росте грузооборота нефтепродуктов, экспорт их сократился на 5,2%; та же картина наблюдается с каменным углем (падение на 7%); снизился экспорт химических и минеральных удобрений (-12%).
Февраль 2015
Наблюдался рост перевозок зерна и муки на 14,9%, лома черных металлов (13,5%), черных металлов (7,3%) цветной руды (7,1%), каменного угля (5,3%).
Снова существенно снизились перевозки строительных грузов (20,8%). Упали перевозки кокса (7,4), лесных грузов (6,1), цемента (5,6), удобрений (4,8), нефти и нефтепродуктов (1,4) и также железной и марганцевой руды (1,2 процента).
Рост грузооборота связан с тем, что продолжилось снижение доли в перевозках строительных грузов, перевозимых обычно на небольшие расстояния, и существенно подросли «дальнобойные» грузы – угля, руды, металлов.
Март 2015
Увеличение перевозок зерна и продуктов перемола — 15,4%, кокса – 10%, цветной руды – 6,3%, черных металлов – 3,2%, каменного угля – 3,1%, лесных грузов – 2,6%, удобрений – 2,3%.
Уменьшение: строительные грузы – 20,3%, цемент – 12%, нефть и нефтепродукты – 0,4%.
С причинами роста грузооборота все более-менее понятно. Несмотря на снижение тоннажа перевезенных грузов, существенно увеличивается «плечо» доставок (в основном из-за того, что снижающийся объем строительных товаров и цемента замещается углем, металлами и рудой) – соответственно растет и показатель грузооборота.
А вот снижения объема перевозок связано в первую очередь с ухудшением наших позиций во внешнеторговых отношениях и с кризисом в экономике, одной из причин которого явились и финансово-экономические санкции запада, введенные против нашей страны.
В частности, с начала года значительно сократился российский экспорт на Украину (-32, 7%), в Финляндию (-30,7%), Польшу (-29,9%). Принимая во внимание долю нефти и нефтепродуктов в структуре российского экспорта, очевидно, что снижение поставок этой продукции даже на доли процента – на самом деле существенный удар по объемам международных грузовых перевозок.
Еще одна очевидная составляющая «минуса» – стабильно более низкая, нежели в прошлом году, доля перевозок строительных материалов и цемента. И хотя ухудшение экономики еще не в полной мере сказалось на объемах застройки (в строительной отрасли инерция довольно высока), потребление стройматериалов в некоторых регионах снизилось существенно: в Москве на треть, а в Петербурге и Новосибирской области – и вовсе вдвое.
Говоря о перспективах, нельзя не отметить, что тенденция с перевозкой строительных материалов, скорее всего сохранится. По данным Министерства строительства жилищное строительство, доля которого в общем объеме российского строительства зданий достигает 70%, может сократиться процентов на 10-15. Причем его себестоимость может возрасти на 10-20% — из-за роста стоимости импортных материалов и трудовых ресурсов.
Падают объемы дорожного строительства: Правительство РФ может сократить расходы на строительство и ремонт федеральных дорог на четверть. Объекты, запланированные к сдаче до 2016 года, не пострадают, но урезанный бюджет вряд ли позволит начать работу по новым проектам.
Если такая экономическая ситуация сохранится, ожидается обострение кризиса строительной отрасли. И как следствие – дальнейшее сокращение объемов перевозок строительных материалов и цемента. Некоторую надежду давало разве что строительство спортивных объектов к чемпионату мира по футболу 2018 года да реконструкция БАМа, которые могли если и не увеличить объемы перевозок, то хотя бы не дать им окончательно рухнуть. Но Правительство России в апреле заявило о намерении уменьшить объемы строительства гостиниц к ЧМ-2018 на 40%, что способствовать росту перевозок уж никак не будет.
С другой стороны, стабильно существенное увеличение демонстрируют перевозки зерна. Хотя причины этого увеличения всякий раз специфические. В январе производители массово повезли зерно на экспорт, поскольку с февраля начинали действовать экспортные пошлины. В феврале экспорт предсказуемо снизился (на 14,9%), но зато внутренние перевозки выросли на 22,7%. Март характеризуется повышением и внутренних и внешних перевозок. При этом перевозки пшеницы (на которую введена пошлина) упали, а беспошлинного ячменя выросли в 10 раз. В перспективе Минсельхоз России может отменить пошлины с 1 июля 2015 (если прогноз по сбору зерна будет благоприятным). Поэтому можно говорить о том, что по крайней мере в ближайшие месяцы этот грузопоток останется высоким.
В итоге, можно сделать вывод, что ситуация в сфере железнодорожных перевозок будет развиваться неоднозначно. И грузооборот, и объем перевозок продемонстрируют небольшой рост, но по отношению к прошлому году будут, скорее всего, проигрывать. И эта ситуация сохранится до тех пор, пока вся экономика в целом не начнет выздоравливать.