Закончился очередной кризисный год. В нем были и достижения и разочарования. Портовый комплекс страны вновь показал рост объемов грузоперевалки, и вновь — за счет экспорта российского сырья. Речные перевозки снова балансировали на грани коллапса, но эта грань уже вплотную приблизилась к остановке транзитной навигации.
Сырьевой рост
По итогам 2015 года грузооборот морских портов России вырос на 3% по сравнению с 2014 годом и составил примерно 650 млн тонн (предварительные данные). Более половины этого показателя приходится на экспортируемые из России нефть и нефтепродукты. В этом году прирост нефтеналивных грузов составил 5% к уровню прошлого года. Третье место в общей номенклатуре грузов, обрабатываемых в морских портах, занимает еще одна традиционная для российской экономики экспортная статья – уголь.
Несмотря на низкие цены на нефть, есть предпосылки, что восходящий тренд по нефтеналиву сохранится. Так, в 2015 году было заявлено несколько новых портовых проектов для экспорта углеводородов. Совокупный объем экспорта нефтепродуктов через терминал Шесхарис (Новороссийск) планируется увеличить более чем в 2 раза с 2018 года — до 20 млн тонн в год. Морской терминал группы «Нефтегазиндустрия» Владимира Когана мощностью до 11 млн тонн в год может быть построен на Черном море в Цемесской бухте у мыса Пенай. Этот терминал запланирован для перевалки продукции модернизированного Афипского НПЗ. Терминал по перевалке российской нефти на экспорт «Транснефть — Порт Козьмино» (порт Восточный, Приморский край) планирует увеличить технологическую мощность на 20% в 2017 году — до 36 млн тонн нефти в год.
Танкер «Белокаменка» после 12 лет работы на рейде морского порта Мурманск в ноябре 2015 года покинул российский порт и отправился в Киркенес (Норвегия) к своему норвежскому судовладельцу. С начала января 2016 года в Мурманске заработает новый перевалочный комплекс ЗАО «РПК «Норд», грузооборотом около 12 млн нефти в год. Новый танкер-накопитель «Умба» будет обеспечивать экспортную перевалку нефти компании «Газпром нефть» с Новопортовского месторождения.
Стивидорная инфраструктура, ориентированная на перевалку угля, развивалась в 2015 году весьма динамично. Наиболее масштабное строительство угольных терминалов наблюдается в Дальневосточном бассейне. Так, в крупнейшем угольном терминале страны – «Восточном Порте» реализуется инвестпрограмма строительства третьей очереди перевалочного комплекса. Также заявлено множество проектов создания угольных терминалов в портах Восточный, Находка, Ванино, Посьет, но вероятность их реализации не всегда очевидна.
Четверти контейнеров недосчитались
К сожалению, высокодоходные контейнерные грузы в российские порты не спешат. Если за весь предыдущий 2014 год контейнерооборот российских портов снизился на 1%, то по итогам 2015 года снижение этого показателя достигло 25%. За весь год контейнерные терминалы России обработали лишь 4 млн TEUs. Как не грустно констатировать, этот показатель лишь немногим больше контейнерооборота порта Роттердам за один квартал! Помимо общего спада в российской внешнеэкономической торговле, есть еще ряд факторов, которые ведут к негативным результатам отечественные контейнерные терминалы. Среди основных причин подобной ситуации — несовершенство таможенного администрирования в России, небольшие сроки бесплатного хранения на отечественных терминалах и высокие тарифы на услуги по хранению.
Правительство Российской Федерации принимает меры к улучшению таможенного администрирования, в том числе составлена особая «Дорожная карта» по улучшению ситуации в морских портах. Однако «механизм единого окна» в морских портах пока не внедрен, единый перечень документов и подаваемых в таможенные органы сведений не утвержден, по-прежнему, отсутствует интеграция информационных систем различных государственных контрольных органов.
Важным событием для российского контейнерного рынка стал реализованный в срок проект аванпорта «Бронка» в Санкт-Петербурге. Инвестор нового терминала ООО «Феникс» в сентябре 2015 года приняло первую коммерческую партию грузов, а в конце декабря отрапортовало о подписании соглашений о судозаходах с крупнейшими мировыми контейнерными линиями. Предполагается, что работа «Порта Бронка» будет способствовать перетоку контейнеров из портов сопредельных государств в Россию.
Суда строятся
Судостроители в 2015 году сдали в эксплуатацию ФГУП «Росморпорт» два дизель-электрических ледокола: «Владивосток» и «Новороссийск» мощностью 16 МВт. На «Невском судостроительном судоремонтном заводе» завершено строительство 4-го многофункционального аварийно-спасательного судна мощностью 4 МВт «Спасатель Демидов». Немецкие коллеги на верфи Nordic Yards в г. Висмар построили для ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» два многофункциональных аварийно-спасательных судна ледового класса мощностью 7 МВт.
Но не обошлось здесь и без большой ложки дегтя. ОСК не выполнила контракт на строительство мощного дизель-электрического ледокола ЛК-25 для Росморпорта. Этот ледокол заложен на стапеле АО «Балтийский завод» и, возможно, будет достроен в 2017 году. Однако сомнения в реализации этого проекта сохраняются.
Как рассказал ИАА «ПортНьюс» в конце декабря 2015 года президент ОСК Алексей Рахманов, при проектировании ЛК-25 были допущены серьезные просчеты. «ЛК-25 пришлось, по сути, выстраивать в новой архитектуре. На сегодняшний день вопрос (о выделении дополнительных средств на достройку судна – прим. ИАА «ПортНьюс») находится в правительстве. Мы надеемся, что в ближайшее время решение будет принято», — сказал глава ОСК. При этом, по его словам, строительство надстройки для ледокола будет осуществляться на Балтийском заводе (Санкт-Петербург). Ранее для исполнения этого заказа рассматривалась верфь Nordic Yards, однако в ОСК полагают, что заказ на европейском предприятии будет невыгоден из-за падения курса рубля.
Помимо госзаказов, российские верфи в этом году много судов построили для частных заказчиков, в том числе, активизировались проекты строительства коммерческого флота усиленного ледового класса.
На Выборгском судостроительном заводе (Ленинградская область) 3 ноября 2015 года состоялась закладка первого серийного судна ледокольного обеспечения для нужд «Газпромнефти». Головное судно получило имя «Александр Санников». Всего в серии построят два судна для работы на Арктическом терминале Новопортовского месторождения, расположенном на западе Обской губы на полуострове Ямал. Согласно контракту, оба судна будут сданы заказчику до 2018 года.
Компания «БФ Танкер» подписала крупнейший в 2015 году гражданский судостроительный контракт на строительство 7-ми нефтеналивных судов типа река-море с судостроительными заводами «Красное Сормово» (входит в ОСК) и «Окская судоверфь» (входит в UCLH). Лизингодателем выступила ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК). Заказ состоит из 3-х судов типа RST-54 (танкер-площадка) и 4 танкеров типа RST-27. «Окская судоверфь» построит для «БФ Танкер» 5 судов, в том числе 2 судна RST-27 и 3 судна проекта RST-54, завод «Красное Сормово» – 2 судна типа RST-27. Все суда будут строиться по проекту Морского Инженерного Бюро. Стоимость строительства в сумме эквивалентна примерно $100 млн.
Пересохла речка
Низкие уровни воды на реках, составляющих единую глубоководную систему (ЕГС) Европейской части России, стали серьезным потрясением для судоходного сообщества и для грузовладельцев летом 2015 года. Невозможность прохода судов по Волге в районе Нижнего Новгорода внесла изменения как в пассажирские туристические маршруты, так и в экспортные перевозки нефтепродуктов. В направлении Большого порта Санкт-Петербург объем речных перевозок нефтепродуктов с НПЗ, расположенных вдоль рек, сократился более чем вдвое. В навигацию 2015 года впервые за много лет на рейде порта Санкт-Петербург не были установлены танкеры-накопители для приема груза с речных судов. Почти все экспортные грузы в эту навигацию были ориентированы на юг через порт Ростов-на-Дону. Но и там из-за низкой водности Дона удалось пропустить на треть меньше грузов, чем в 2014 году – лишь 8 млн тонн. Под конец навигации грузовые суда проходили Дон с недогрузом 40%. Еще одну подобную навигацию речной бизнес не переживет. Тем более, что с 1 января 2016 года вводится акциз на судовое маловязкое топливо (СМТ), широко используемое на реке, что удорожает затраты на бункеровку флота.
Причины сложившейся ситуации и пути ее разрешения будут искать вместе с президентом Владимиром Путиным на Госсовете в 2016 году.
При этом Росморречфлот, ввиду дефицита федерального бюджета, предлагает перенаправить средства, предусмотренные для реализации проекта строительства 2-ой нитки Нижнесвирского гидроузла (Ленинградская область), на финансирование проектов строительства Багаевского (Ростовская область) и Городецкого гидроузлов (Нижегородская область). В любом случае, без решения проблем Городца, роста судопотока на Свири ожидать не приходится. К Нижнесвирскому проекту предполагается вернуться после 2020 года, когда будут ликвидированы узкие места в Нижнем Новгороде и на Дону.
Железную дорогу обновили с головы
Назначением года можно смело назвать смену президента ОАО «РЖД». Олег Белозеров, назначенный главой Российских железных дорог в августе 2015 года, не понаслышке знаком с инфраструктурными проблемами транспортной отрасли, что позволяет ожидать «зеленого света» проектам развития железнодорожных подходов к морским портам.
Тем временем, дискуссия об индексации грузовых тарифов на железнодорожные перевозки в 2016 году впервые изменила свой вектор в сторону грузовладельца. Можно ожидать, что ставка будет повышена на 7,5% при предельном тарифе, установленном Федеральной антимонопольной службой (ФАС, с учетом объединения с Федеральной службой по тарифам, ФСТ) – 9%. Ранее железнодорожники требовали индексации тарифа в объеме, значительно превышающем предельный, установленный тогда ФСТ. Эта мера позволит не только активизировать экономику, но и увеличить грузооборот морских портов страны.
Владивосток-франко
Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» (вступил в силу 12 октября 2015 года) оказался в большей степени направлен на решение вопросов развития территорий, нежели на развитие морских терминалов. Режим свободного порта действует на территории 15 муниципальных образований Приморского края. Общая площадь свободной зоны — 28,4 тыс. кв. км, на которой проживает 1,4 млн человек. В продолжение этой темы по поручению президента страны Минтранс России разрабатывает единый обобщающий законопроект «О свободных портах Российской Федерации», аккумулируя все замечания и предложения от заинтересованных сторон. По данным министерства, на статус Свободных портов уже претендуют порядка 90% морских портов России. В частности, поступили обращения от портов Калининград, Мурманск и Архангельск.
Не случилось
Еще один год не принес отрасли принятия поправок в закон о портах, хотя Минтранс и приблизился вплотную к внесению соответствующего законопроекта в правительство РФ. Внесение изменений в закон «О портах» (закон от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») предусмотрено в части вопросов государственного регулирования деятельности, обеспечения безопасности, оказания услуг, регулирования земельных и имущественных отношений в морских портах.
PortNews