Комплексный подход
            к доставке груза!
Телефон в Петербурге: +7 (812) 458-85-67
E-mail: sales@navilog.ru

Развитие транзита грузов по территории России

Транзит товаров из Китая

мудьтимодальные перевозки грузов

Перспективы развития транзитных мультимодальных перевозок грузов по территории России

С точки зрения геополитики Россия расположена так, что является естественным соединяющим звеном между историческим цивилизационным центром – Европой и активно развивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом, центральное место в котором с высокими темпами экономического роста занимает Китай.

Его центральные и северо-западные провинции имеют прирост сложных видов производства в 13% за год, отмечается постоянное увеличение товаров с высокой прибавочной стоимостью, для которых срок доставки зачастую важнее стоимости перевозки. А транспортная инфраструктура Китая, обеспечивающая экспорт товаров, перегружена.

Пути транзита

В этих условиях перспективными выглядят транзитные международные грузоперевозки с использованием транспортного коридора «Восток – Запад», основу которого составляет Транссибирская железнодорожная магистраль.

По имеющимся прогнозам, к 2020 году грузооборот между Европой и Азией составит около 240 млн. т (1,8 трлн $). И подавляющий объем этих грузов идет через Суэцкий канал. Но морской маршрут даже сегодня почти вдвое медленней, и становится все более опасным, требующим эскорта военно-морских сил.

Зато транзитные перевозки контейнеров по Транссибу продолжают расти, несмотря на общий спад рынка транспортных перевозок из-за неблагоприятной экономической обстановки (на 11,7% в 2014 по отношению к 2013 году). Однако в целом они составляют не более 1% от всего грузооборота в направлении Европа – Азия, что свидетельствует о нереализованном потенциале России и о реальном шансе занять в перспективе свою нишу на этом транспортном рынке, связанную, к примеру, с перевозкой чувствительных к срокам доставки грузам.

 Дорожные проблемы России

Скептики уверены, что использование транзитных возможностей нашей страны бесперспективно. Одни уверяют, что сам Китай не заинтересован в развитии связей с нами в этом вопросе, поскольку Транссиб выступает в роли конкурента китайскому проекту «Шелковый путь», проходящему через Турцию. Другие, основываясь на среднестатистических данных уверены, что никакой мы не конкурент: приводятся цифры, мол, средняя скорость движения грузовых поездов по Транссибирской магистрали с учетом операций на станциях не превышает 250 км/сутки, тогда как в Китае этот показатель равен 1000.

Да, причины, сдерживающие транзит по Транссибу, существуют:

  • недостаточные станционные мощности,
  • слабая развитость инфраструктуры «последней мили»,
  • отсутствие единого инструмента, обеспечивающего взаимодействие владельцев груза, экспедиторов, смежных видов транспорта с железными дорогами.

В результате возникают задержки в движении груза, особенно страдают мультимодальные перевозки. Кроме того, свою лепту вносит конкуренция с морским транспортом. Хотя доставка грузов морем вдвое дольше, себестоимость доставки сверхбольшими морскими контейнеровозами существенно меньше – и владельцы грузов, которым скорость не критична, выбирают судоходные компании, а не железную дорогу.

Но средняя скорость движения непосредственно транзитных контейнерных поездов на участке от пограничных пунктов Дальнего востока до западной границы РФ уже сегодня колеблется от 850 до 1300 км/сутки, а в ближайшей перспективе ее планируется довести до полутора тысяч километров за сутки.

Перспективы восточного пути

Ведутся работы по совершенствованию инфраструктуры и модернизации Транссиба и БАМа. Согласована правительственная программа, в соответствии с которой до 2020 года на эти цели будет выделено 562 млрд рублей (260 – государственные вложения, 302 – РЖД). При этом развитие исключительно транзита не является самоцелью.

Он может стать катализатором регионального развития РФ, ведь для того, чтобы обеспечить бесперебойный грузопоток, необходимо будет привлечь десятки и сотни компаний и организаций, которые станут обслуживать инфраструктуру, обеспечивать безопасность доставки грузов, оказывать смежные услуги. А это – тысячи новых рабочих мест, повышение деловой активности и благосостояния населения, увеличение темпов развития регионов России, прилегающих к БАМу и Транссибу. Да и позиции России на мировой экономической арене с развитием транзита будут только укрепляться.

Существенную работу по конкретным вопросам проводит международная некоммерческая транспортная ассоциация Координационный совет по транссибирским перевозкам: в рамках рабочих групп обсуждается тарифное регулирование, оптимизация издержек – материальных и временных, повышение согласованности действий всех участников логистических цепочек.

Проблемы реализации

Но для того, чтобы гарантировано привлечь евро-азиатский грузопоток на наши коммуникации, необходима серьезная поддержка на государственном уровне – и не только в финансовом плане.

1). Для создания равных условий конкуренции российской транспортной системы на международном рынке следовало бы отменить централизованное регулирование тарифов на перевозку крупнотоннажных контейнеров.

2). А таможенное оформление, являющееся одним из основных «тормозящих» факторов, полностью перевести на безбумажные технологии, используя лишь электронные сопроводительные и перевозочные документы. Неплохо и вовсе ограничить процедуру проверки транзитных грузов контролем запоров, пломб и средств идентификации. А для согласованного действия таможенных органов с различными видами транспорта создать единый координационный орган. Проходят же границу без задержки грузы, попадающие под категорию «внутренний таможенный транзит». Хотелось бы, чтобы скорость пересечения государственных рубежей любыми транзитными грузами приближалась в идеале к скорости движения ВТТ.

3). Предложения по освобождению транзитного груза от таможенного досмотра (кроме радиоактивных, наркотических и ядовитых веществ и отходов, а также оружия и продукции двойного назначения) и другим правовым вопросам содержатся в рабочем проекте Закона о транзите грузов через территорию Российской Федерации. Принятие его позволит сформировать новые возможности в правовом регулировании транзитных перевозок.

 Прогнозы на ближайшее будущее

С учетом того, как развиваются правовые основы транзита, модернизируются железные дороги РФ и другие виды транспорта, можно сделать вывод, что в России создается мощный транзитный потенциал. И наша страна в ближайшее время может стать транзитной державой, обеспечивающей транспортно-экономические связи между Европой и Азией.