При общей невысокой доле таможенного оформления в стоимости международной перевозки грузов, желательно избежать переплат в процессе экспедирования в порту. Такие дорогостоящие работы как разгрузка, погрузка, внутрипортовое экспедирование и работа таможенных органов с грузом должны осуществляться как можно проще и быстрее. Стоимость товара растет вместе со сроком нахождения товара в порту или на складе таможенного оформления.
Глобальное замедление ряда секторов мировой экономики и растущий переизбыток предложения контейнерных слотов относительно емкости рынка ведет к тому, что перевозка контейнеров морем должна становиться, с одной стороны, дешевле, но с другой – менее востребованной. Поэтому судоходные компании, чтобы не потерять прибыль, вводят надбавки в цену фрахта. Что в свою очередь ведет к стагнации морских доставок. В таких условиях участникам транспортного процесса приходится прикладывать немалые усилия для обеспечения эффективности данного типа перевозок.
Как оптимизировать издержки?
Одним из способов снижения издержек является уменьшение времени нахождения груза на территории порта.
Ведь, помимо самой транспортировки контейнера на судне, при доставке груза необходимо выполнить комплекс дополнительных процедур:
- погрузка,
- разгрузка,
- подготовка комплекта документации,
- таможенное декларирование и оформление,
- и ряд других, начиная с завоза груза на территорию порта (при отправке морем)
- и заканчивая вывозом (при получении).
То есть фактически провести экспедирование в порту. Грамотная его организация может существенно уменьшить время вынужденных простоев в ожидании тех или иных процессов.
Эффективно осуществлять внутрипортовое экспедирование помогает внедрение новых технологий в работе всех задействованных служб, в первую очередь, таможни, от которой время пребывания контейнера в порту зависит весьма существенно.
Например:
В третьем районе морского порта Санкт-Петербурга на Турухтанном таможенном посту Балтийской таможни в 2014 году первым внедрен и действует один из трех в стране (помимо Петербурга – Новороссийск и Находка) стационарный инспекционно-досмотровой комплекс (СИДК) – рентгеновская установка, позволяющая в течение нескольких минут увидеть все содержимое морского контейнера.
СИДК представляет собой комплекс зданий, занимающий площадь около 500 кв. метров. Сам комплекс размещен в специальном отапливаемом ангаре и предназначен для круглосуточной и круглогодичной эксплуатации – в отличие от аналогичных мобильных комплексов, зависимых от погодных условий. Он имеет большую проникающую способность, что увеличивает охват товарных партий таможенным осмотром. Морской контейнер досматривается в течение 3-5 минут не то, что без перетарки контейнера, но и без его вскрытия.
Транспортное средство с контейнером заезжает на специальную платформу, водитель в сопровождении сотрудника таможни уходит из тоннеля сканирования, и тут же звучит сигнал и вспыхивает красный световой индикатор, предупреждающие о готовности к проверке контейнера. Процесс сканирования в операционном зале наблюдают таможенные служащие, внимательно следящие за видеомониторами.
Рентгеноскопический контроль позволяет получить на мониторах высококачественное изображение содержимого инспектируемого объекта. Но неподготовленному человеку картинка на экране практически ничего не скажет. Операторов обучали «видеть» груз на специальных курсах, где вырабатывали особое пространственное видение, учили определению различной степени плотности разных материалов и другим тонкостям профессии. Инспектор спокойно пропускает груз сигарет, видя на экране серые полосы со светлыми прямоугольниками – ящики с блоками. Без задержек пройдут пятна металлических слитков. А вот силуэты ваз в контейнере с мебелью тут же вызовут подозрение – оператор графически выделит «проблемную» зону на экране и передаст «картинку» с пометкой «объект под подозрением» в соответствующий отдел таможни.
Проверка на СИДК абсолютно безопасна для груза. Даже для продуктов питания, в том числе, содержащим «живые бактерии» (йогурты, кефиры и другим кисломолочные продукты). Лишь животные, оплодотворенная рыбья икра, медицинские вакцины и еще ряд продуктов, определяемых специальным перечнем товаров, не подлежащих рентгеновскому излучению, не попадут под проверку на СИДК, а будут досмотрены традиционным способом.
Персонал самого комплекса надежно защищен от воздействия рентгеновского излучения, поскольку СИДК оборудован надежной системой радиологической безопасности.
Что поменялось?
С началом работы СИДК сократилось время таможенного оформления (документы обрабатываются день в день, значительно уменьшилось число задержек). Это существенно повысило пропускную способность терминалов и положительно повлияло на экономику порта в целом. Таким образом успешное внедрение современных технологий и организационных методов (предварительное информирование о прибытии грузов, электронное декларирование) в работу лишь одного звена дало солидную выгоду и надежду на то, что даже в условиях кризиса морские контейнерные перевозки останутся надежным и выгодным способом доставки товаров.