Под давлением конкуренции рынок грузовых автоперевозок на юге России постепенно структурируется, пишет Эксперт.ру. Главным ориентиром для тех, кто смог удержаться на плаву, становится развитие сервиса — оно выгодно сегодня всем
«Сейчас рынок проходит период фильтрации. И выиграют только те компании, которые будут развивать свой бизнес за счёт сервиса и улучшения логистики».
Рынок автомобильных грузоперевозок Юга в прошлом году продемонстрировал темпы роста, опережающие среднероссийские. По данным Минэкономразвития, в стране объём автоперевозок в 2012 году вырос на 3,6%. А в Ростовской области этот показатель достиг 9,9%, в Краснодаре — 8%. По данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АМАП), общий объём рынка ЮФО и СКФО оценивается в 1,9 млн тонн. Как отмечает заместитель руководителя департамента организации перевозок АМАП Анатолий Пинсон, «на евроазиатском пространстве российский рынок международных автомобильных перевозок является одним из самых грузоёмких, устойчивых и перспективных. Если на рынке стран ЕС наблюдается определённая посткризисная стагнация, то российский рынок прибавляет хорошими темпами: в 2012 году его уровень почти на 14 процентов превысил уровень пикового 2008 года».
Фактор железных дорог
По мнению экспертов, такой рост обусловлен общими изменениями на рынке транспортных услуг: главным образом, кризисными явлениями в сфере железнодорожных перевозок. «Рост доли автомобильных грузоперевозок произошёл, в основном, за счёт падения спроса на железнодорожные перевозки, — поясняет руководитель проекта онлайн-сервис грузоперевозок «Везёт всем» Алексей Козлов. — В связи с внутренними реформами в этом сегменте, переходом железнодорожного парка в ведомства частных компаний, отрасль в 2010-11 годах находилась в состоянии хаоса. Перевозчики теряли вагоны, задерживали грузы, на оформление документов могло уходить несколько месяцев. К тому же частные операторы значительно повысили тарифы на услуги. До 2004 года стоимость железнодорожных услуг на дальнее расстояние была в два-три раза меньшей, чем при автоперевозке. Сейчас ценовая политика обеих отраслей транспортных услуг идёт вровень. Но автоперевозка обыгрывает по срокам. Естественно, что части клиентов, обслуживающихся у железнодорожного перевозчика, пришлось переориентироваться на доставку автотранспортом. И если ресурсно-сырьевые компании в любом случае вынуждены перевозить свою продукцию по железной дороге, то «зерновики» почти полностью перешли на автомобильную доставку».
Однако железнодорожный транспорт не сдаёт свои позиции, особенно если речь идёт о расстояниях свыше тысячи километров. И пока по показателям грузооборота железнодорожные перевозки здесь лидируют. Хотя, как утверждают игроки рынка, клиент чаще соглашается на риски, чем на задержку поставок груза. В этом случае потеря времени важнее потери самого имущества. По оценкам экспертов «2К Аудит — Деловые Консультации/Морисон Интернешнл», доля автомобильных перевозок составляет около 60%, перевозок железнодорожным транспортом — примерно 35%. «Несмотря на многочисленные призывы и в России, и за рубежом о необходимости переключения товарных потоков с автомобильного на другие виды магистрального транспорта, его доля и спрос на этот вид услуг из года в год только возрастают, — поясняет Анатолий Пинсон. — И это объективная реальность — верх берут известные преимущества автотранспорта: мобильность, скорость, возможность доставки «от двери до двери». По итогам 2012 года объём коммерческих грузоперевозок автотранспортом составляет около 1,7 миллиарда тонн — это самый высокий показатель среди всех видов транспорта».
Специфика в регионах
Несмотря на рост объёма автоперевозок, участники рынка не устают заявлять о снижении спроса. Как объясняют эксперты, происходит это, в первую очередь, из-за невероятной насыщенности рынка предложением и, как следствие, очень высокой конкуренции. Причём до кризиса перевозчик обычно обходил конкурентов, предлагая клиенту наиболее низкую цену. Дорожающее топливо сегодня просто исключает подобный сценарий: снизив цены ниже рыночных, перевозчику не удастся покрыть даже свои минимальные издержки.
«Снижения тарифов в этом году не предвидится, — комментирует ведущий эксперт «Инжиниринговой компании «2К»» Сергей Воскресенский. — В целом в 2012 году цены на услуги автоперевозчиков увеличились на 7,2 процента. Основными факторами повышения стоимости автомобильных грузоперевозок являются продолжающаяся инфляция, рост стоимости бензина и стоимости техники».
На рынке ЮФО уже довольно уверенно обосновались крупные федеральные игроки. Свои отделения открыли DHL, «Деловые линии», ПЭК, DPD. Такие компании как сотрудничают с крупными клиентами, так и предоставляют услуги физическим лицам. Клиентская база растёт в первую очередь за счёт развития филиальной сети. Например, ПЭК имеет свои точки в 87 городах, у «Деловых линий» более 90 подразделений.
Между частным извозом и крупными федеральными сервисами по автоперевозке в последние годы формируется ещё одна категория — средние игроки. Их сетевая структура гораздо слабее крупных компаний. К тому же они редко предлагают услуги экспресс-доставки грузов и посылок или каких-то спецуслуг — например, доставки посылок в сопровождении персонального курьера. Чтобы выжить среди компаний-гигантов и «свободных» перевозчиков, средние игроки должны выработать определённую тактику борьбы за своего клиента. Показательным примером стал опыт ростовской компании «Генеральная экспедиция» — это средний региональный игрок, который более 10 лет осуществляет грузоперевозки и экспедиционный сервис, в том числе и доставку сборных грузов из различных регионов РФ в ЮФО. Кроме расширения региональной сети, компания работает над развитием международных маршрутов. В том, что касается клиентской базы, компания решила работать не на расширение своего портфеля, а, наоборот, сосредоточиться на предоставлении услуг для определённых сегментов бизнеса. «Сегодня мы пришли к пониманию стратегии на ближайшие годы: чтобы удержаться на рынке, необходимо выработать свою специфику, — поясняет руководитель отдела по развитию ООО «Генеральная экспедиция» Сергей Чухраев. — Во-первых, мы решили заниматься не только перевозками, но ещё и экспедированием. Во-вторых, сделали приоритетным направлением машиностроительную отрасль, так как там более дорогие грузы, соответственно и сделки для нас окажутся выгоднее. В-третьих, работаем не только с фактором наполняемости, но и с расширением географии поставок. И, конечно же, спасает сотрудничество с крупными компаниями. Так, для нас одной из наиболее удачных сделок была поставка сельхозтехники «Ростсельмаша» в Венгрию». Как поясняет г-н Чухраев, сегодня выгодно отрабатывать не только короткие, но и длинные расстояния, так как по цене такая доставка груза равнозначна стоимости железнодорожных перевозок.
К подобной политике склоняются многие средние компании. «В этом сегменте большая конкуренция, и только ценой здесь не победить, — подчёркивает исполнительный директор транспортно-экспедиционной компании «Навигатор Логистик» Александр Гумель. — Безусловно, мы делаем ставку на качество оказываемых услуг, но вдобавок к этому нужны ещё сервис и оптимальные логистические решения. Сегодня мы усиленно развиваем китайский грузопоток через Казахстан. Для этого в прошлом году открыли дополнительный офис и склад на китайской территории в непосредственной близости от границы с Казахстаном. Таким образом, транзитное время и возможность прохождения таможенного оформления непосредственно в Казахстане позволяют конкурировать с маршрутом через Владивосток».
Надо отметить, что выход регионального игрока на федеральный рынок тоже становится определённым трендом. По данным АМАП, региональные перевозчики ЮФО и СКФО выполняют только 50% своих объёмов в «домашнем» регионе, стараясь как можно шире освоить остальные российские территории. При этом половина рынка ЮФО приходится на украинских перевозчиков.
В одиночку не выжить
Что касается мелких игроков, то доля их по-прежнему остаётся очень высокой. Как отмечает Анатолий Пинсон, и до, и после кризиса порядка 70% автоперевозок выполняется или субъектами хозяйственной деятельности для собственных нужд, или так называемыми «свободными» перевозчиками. «Сегодня рынок логистических услуг можно оценить как высококонкурентный, низкорентабельный, на котором всё труднее и труднее приходится новым игрокам, — рассказывает руководитель отдела логистики транспортной компании «Южный груз» Игорь Мигунов. — Единственный вариант выживания небольшой компании — это увеличение объёма продаж и создание отличий от других игроков рынка.Такие компании предлагают услуги по низким ценам, что приводит к снижению среднерыночной стоимости. В настоящее время рентабельность логистических предприятий составляет около шести-восьми процентов; для России, как страны развивающейся, это довольно неприятный демотивирующий фактор. Разорение мелких компаний, однократно получивших большую прибыль, — вполне закономерный результат высокой конкуренции. Все ведущие логистические компании были основаны в конце 90-х — начале 2000-х годов. Новые сильные игроки, заявляющие о себе на рынке, — это либо выходцы из ранее основанных компаний, либо результат основательных финансовых инвестиций в новые проекты. За последние годы новых компаний, оказывающих серьёзное влияние на рынок, не появилось».
Однако и мелким игрокам приходится буквально выживать в конкурентной борьбе. Из-за роста цены на топливо, увеличения числа средних компаний, которые готовы обслуживать примерно по тем же тарифам, но с гораздо меньшими рисками, доля таких перевозчиков-«одиночек» существенно снижается. И если средние компании пытаются расширить свои регионы влияния и тем самым стать прямым конкурентом крупным игрокам, то среди мелких компаний просматривается тенденция к объединению сил. Основная цель таких мероприятий — снижение рисков при доставке и предоставление минимального сервиса хотя бы общими усилиями. Как отмечают специалисты «Везёт всем», небольшие компании, которые смогли сгруппироваться и образовать какие-то небольшие пулы, как правило, предлагают наиболее адекватные цены. Они не имеют собственных мощных парков и логистических комплексов, но смогли развить сотрудничество на договорных отношениях со сторонними игроками. У подобной группы появляется возможность очень быстро реагировать на требования рынка и его изменения хоть в географии, хоть в структуре спроса. «Уже сейчас существуют группы компаний, готовые оказать услуги по доставке груза, страхованию, хранению, обработке и так далее. Все эти действия способствуют более цивилизованному функционированию отрасли», — комментирует Сергей Воскресенский.
Таким образом, в ситуации естественного отбора объединение усилий способствует формированию отрасли. Более того, при оптимистическом сценарии подобная тенденция позволит развивать и внутреннюю линейку сервисного обслуживания — например, страхование груза. От этой услуги намеренно отказываются порядка 80% клиентов из числа представителей малого и среднего бизнеса, так как она влечёт за собой рост стоимости перевозки, доходящий до 30%. «Этому рынку нужны улучшение качества обслуживания, оптимизация логистики и хотя бы минимальное лицензирование; именно эти параметры дадут определённый толчок для дальнейшего его формирования. Как только качество услуг начнёт развиваться и появится обязательное лицензирование, те же страховщики будут вынуждены снизить тарифы страховой премии. Следовательно, эта услуга станет более доступной для малого и среднего бизнеса, — поясняет Алексей Козлов. — Сейчас рынок проходит период фильтрации. И выиграют только те компании, которые будут развивать свой бизнес за счёт сервиса и улучшения логистики». Таким образом, рынок автомобильных грузоперевозок подошёл к этапу стабилизации на всех уровнях. А уменьшение количества игроков в этом сегменте в первую очередь отразится на качестве предоставленных услуг.
Источник Trans-Port