Аналитический центр при правительстве РФ провел исследование, объектом которого стала экспортная деятельность страны, результаты которого опубликовала Российская газета.
Основные затраты экспортеров в денежном и временном выражении приходятся на оформление документов для прохождения таможенных процедур.
Больше всего проблем вызывает оформление и доставка товаров (27,6% и 18,9% экспортеров), валютный контроль и налоговое администрирование (18,7%). Преимущественное большинство респондентов (78%) считают, что условия ведения экспортной деятельности за прошлый год не изменились или улучшились, 14% — условия ухудшились.
По оценкам экспортеров, наиболее заметные улучшения наблюдаются в применении электронного документооборота при экспортных процедурах: 31% отмечают, что ситуация улучшилась, 3% говорят об обратном.
Наиболее заметные улучшения наблюдаются в применении электронного документооборота. Положительные изменения в восприятии экспортеров, скорее всего, связаны с упрощением процедуры предоставления реестров деклараций и товаросопроводительных документов в электронном виде для Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы, отмечает Татьяна Радченко (заместитель руководителя Аналитического центра при правительстве РФ). Она считает, что это получит дальнейшее развитие благодаря вступившему в силу Таможенному кодексу ЕАЭС, который отменяет необходимость подачи вместе с таможенной декларацией документов, на основании которых она заполнена, – приоритет теперь за электронным декларированием. Также кодекс предусматривает применение технологий автоматической регистрации деклараций на товары и автовыпуска товаров.
13% опрошенных говорят об улучшении условий экспортной электронной торговли с использованием почтовых сервисов и экспресс-перевозчиков. Помимо развития партнерских программ между Российским экспортным центром и логистическими компаниями с 1 января для применения нулевой ставки НДС при пересылке международных почтовых отправлений можно использовать форму CN 23.
Определенные улучшения наблюдаются при использовании для экспортных поставок логистической инфраструктуры (18% респондентов отмечают улучшение, 6% считают, что ситуация стала хуже) и помещении товара под таможенную процедуру экспорта (18% и 5%).
Это подтверждает и улучшение позиций России в рейтинге Doing Business. Одним из достижений России за прошедший год стало снижение стоимости пограничного и таможенного контроля в порту Санкт-Петербурга и увеличение конкуренции за счет открытия нового глубоководного порта на побережье Финского залива. Однако Россия все еще находится на 100-м месте в под рейтинге «международная торговля» Doing Business.
Наиболее негативные изменения для экспортеров связаны с ростом железнодорожных тарифов и тарифов автоперевозчиков – ухудшение условий фиксируют 37% опрошенных, только 5% считают, что они улучшились, для 57% условия не изменились или же они затруднились с ответом. Тем не менее есть определенные сдвиги: Федеральная антимонопольная служба утвердила для РЖД с 2017 года тарифный коридор (надбавка к тарифу на перевозку грузов в размере до 10% или скидка до 50%), заработала программа компенсации части затрат на транспортировку экспортной продукции для предприятий машиностроительного комплекса, а также для экспорта сельскохозяйственной и продовольственной продукции наземным транспортом.
Еще одной важной проблемой для экспортеров является подтверждение применения нулевой ставки НДС и его возврат. Об ухудшении процедур и сроков, связанных с подтверждением обоснованности ее применения, говорят 13% респондентов, улучшение заметили 8%. На практике сроки возврата могут составлять до 6-9 месяцев. Эта проблема, очевидно, имеет двоякий характер. С одной стороны, из оборота предпринимателя изымаются средства, на которых он мог бы зарабатывать. С другой – у органов власти есть задача обеспечить поступления в бюджет, а выплаты из него не должны приводить к кассовым разрывам.
Также ухудшение ситуации, связанной с уровнем тарифов на услуги в морских портах, включая фрахтование судов, отметили 10% экспортеров. Улучшение увидели только 2% респондентов.
В августе 2017 года президент России поручил с 1 января 2018 года перевести все тарифы на операции по перевалке грузов в морских портах в российские рубли, допуская при этом наличие оговорок и исключений для некоторых случаев или проектов. Минфин и ЦБ пока не договорились о том, как упростить валютный контроль
Преимущественно отрицательно экспортеры оценивают и изменения валютного контроля (13% компаний видят ухудшения, улучшение – 12%). Низкая оценка обусловлена жесткостью валютного регулирования и валютного контроля в России, в частности – строгими требованиями возврата валютной выручки, строгим соблюдением сроков ее получения и значительными штрафами за нарушения. Минфин и ЦБ пока не договорились о том, как упростить валютный контроль, хотя оба регулятора признают, что это давно назрело.
Сейчас вырабатываются предложения для изменения паспортов приоритетного проекта по экспорту. Помимо расширения поддержки в сфере экспорта товаров предлагаются меры по развитию экспорта услуг. Во-первых, принятие списка товаров для целей применения нулевой ставки НДС и сокращение сроков возмещения НДС. Это очень чувствительный вопрос, и закрепить их в законодательстве будет довольно сложно. Во-вторых, создание правовых условий для автоматического выпуска товаров с территории России таможенными органами. В-третьих, некоторая либерализация валютного контроля в целом, а также экспортного контроля товаров двойного назначения. Также обсуждаются меры для снижения простоя груза в ожидании таможенных процедур в морских портах, сокращения сроков выдачи документов о подтверждении статуса налогового резидента и перевод услуги в электронный вид.