Правительством России утверждена стратегия развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним до 2030 года, соответствующее распоряжение от 8 ноября 2017 года № 2469р опубликовано на сайте кабинета министров.
Основными целями стратегии является укрепление экономического и геополитического присутствия России в Каспийском море, расширение экономических и культурных связей со странами бассейна, а также создание условий для развития данного региона с помощью увеличения грузопотоков международной торговли. Как отмечено в документе, реализация стратегии и выполнение ее показателей позволит к 2030 году обеспечить объемы экспорта зерна через порты Каспийского бассейна до 7 млн. тонн, объемы грузопотока по прочим сухим грузам — до 7 млн. тонн.
Реализоваться стратегия будет по нескольким направлениям:
Развитие российского каспийского транспортного узла и включение его в систему международной торговли;
Создание устойчивого транспортного и логистического коридора с Ираном, Индией и странами Персидского залива;
Социально-экономическое развитие Каспийского региона;
Развитие в Каспийском регионе бизнеса, ориентированного на экспорт через российский каспийский транспортный узел;
Снижение существующих логистических издержек;
Укрепление обороноспособности и безопасности страны на Каспии.
План реализации стратегии будет проходить, в три этапа: подготовительный этап продлится до 2020 г., следующий, основной, до 2025 г., третий — до 2030 г.
Целевые направления, задачи, механизмы реализации Стратегии направлены на создание устойчивого транспортного и логистического коридора, развитие торговли, туризма в первую очередь с Ираном, Индией и странами Персидского залива. В рамках перспективного этапа реализации Стратегии планируется проработать вопрос развития торговых отношений со всеми прикаспийскими странами с учётом расширения мощностей нового морского глубоководного порта (терминала).