По предварительным оценкам маркетингового агентства РБК.research, темпы роста рынка транспортно-логистических услуг в 2015 году прогнозируются ниже уровня инфляции. Такое замедление происходит на фоне сокращения грузовой базы. Так, объемы коммерческих перевозок грузов и грузооборот в 2015 году в процентном соотношении к показателям 2014 года могут составить на железнодорожном транспорте 96-98%, на автомобильном 80-90%, на речном 94-80%. А в сегменте грузовых авиаперевозок, напротив ожидается рост объемов перевозки грузов до 106%, а грузооборота до 110%. Без изменений останутся показатели грузооборота на морском транспорте при прогнозируемом росте объемов перевозки на 103%. Всего же по всем видам транспорта в сравнении с 2014 годом прогнозируется снижение объемов грузоперевозок до 87,2% и грузооборота до 97%. Более медленное падение грузооборота в сравнении с объемами грузоперевозок происходит потому, что возрастает роль Дальнего Востока, в связи с чем происходит увеличение средней дальности перевозок.
По прогнозам экспертов, сокращение российского рынка транспортно-логистических услуг в сопоставимых ценах может достичь 9%. Основной причиной этого является изменение международных грузопотоков в результате влияния санкций и рецессии. Таким образом по оценкам на 2015 год сокращение импортного грузопотока может составить 20%, продовольствия 25%, машин, оборудования и транспортных средств на 40%. С другой стороны, падение мировых цен на сырье и девальвация рубля стимулируют рост экспортного грузопотока в пределах 4% по итогам года.
Авторы исследования отмечают, что слабо положительная динамика коммерческого грузопотока в 2017-2018 годах окажется недостаточной для восстановления до 2014 года. Поскольку согласно прогнозам, мировая экономика до 2018 года будет расти примерно на 3-3,2% ежегодно, а внешняя торговля на 4,5-4,9%. Соответственно и рынок транспортно-логистических услуг будет следовать такой же динамики. В рублевом выражении в 2016 году он вырастет на 6,9%, в 2017-м году на 5,8%, а в 2018-м на 6,6%.
Для достижения баланса спроса и предложения на рынке транспортно-логистических услуг треть игроков в сегменте автоперевозок будут вынуждены уйти с рынка, а работа транспортно-логистических компаний будет оптимизирована в сторону вывода из оборота значительной части подвижного состава в сфере железнодорожных и автоперевозок. Выбытию подлежат от 20 до 50% автомобилей в зависимости от направления маршрутов, считают эксперты.
Произойдет изменение структуры и географии международных грузоперевозок, которое приведет к усложнению цепочек поставок, отмечает заместитель председателя Комитета по транспорту Опоры России Джамал Давиташвили. По его словам, на сегодняшний день перевозчики выделяют четыре ключевых тенденции, сформировавшиеся в 2015 году: падение импорта из Европы, переориентация транспортно-логистических схем на страны Азии и Латинской Америки, активизация работы над сокращением расходов, в том числе транспортных, а также снижение объема международных грузоперевозок. Кроме того, происходит переориентация с генеральных грузов на сборные. Естественно, что при таком виде транспортировки нет переплаты за лишнее грузовое пространство, сама оплата доставки сборных грузов рассчитывается с учетом объема и веса позиции, а услуги транспортной компании оплачиваются совместно с другими заказчиками. Так же происходит значительная экономия на погрузо-разгрузочных работах и на СВХ.
Директор по развитию бизнеса ОАО «РЖД Логистика» Денис Мазурин считает, что наиболее эффективные пути сокращения издержек предприятия сегодня, это не сокращение персонала или перенос производства, а оптимизация логистических процессов. В условиях стагнации рынка главным является создание комфортных условий для компании – заказчика услуги за счет максимального повышения ее качества. Востребованными также становятся новые логистические продукты в области оказания услуг с высокой добавленной стоимостью, в том числе управленческой или контрактной логистики, резюмирует он.
Добавим, что по данным Росстата за прошедший год общий объем грузооборота в России сократился на 0,5% до 4186,2 млрд ткм. За период с января по октябрь 2015 года грузооборот автомобильным транспортом сократился до 190,5 млрд.ткм, что на 6% показателей прошлого года, а объемы грузооборота внутренним водным транспортом сократился на 15% и составил 56,8 млрд. т. Помимо этого, по данным доклада Росстата, по итогам первых 10 месяцев 2015 года объемы перевозок грузов сократились на 6,1%. В частности, за период с января по октябрь 2015 года объем железнодорожных грузоперевозок сократился на 1,4%, объем перевозок грузов автотранспортом снизился на 8,1%, внутренним водным транспортом на 0,7% и на 1,8% — трубопроводным.