Стремительный рост и расширение мощностей торгового порта Усть-Луга беспокоит литовских соседей.
Возглавляющий Клайпедский порт Арвидас Вайткус пророчит беду не только для вверенного ему порта, но и для своих коллег: «С учетом их [порта Усть-Луги] годового прироста в размере 10 милионнов тонн, основу которых составляют нефтепродукты и уголь, которые грузят также и в Таллине, Риге и Вентспилсе, очевиден рост конкуренции в Клайпеде и упомянутых портах».
Также Арвидас Вайткус отмечает, что вследствие падение значений грузообработки в Таллинском, Рижском, Вентспилсском и Клайпедском портах, их администрации придется прибегнуть к «более агрессивному в отношении белорусских грузов и транзитных грузов других государств маркетингу».
В самом деле, стартовавший в теперь уже далеком 2011-м году порт Усть-Луга, растет не по дням, а по часам: так, за минувший 2012-й год его грузооборот составил порядка 47 миллионов тонн, а к 2020-му эту величину предполагается довести до 180 миллионов тонн, в то время как грузооборот Клайпедского порта — даже по самым оптимистичным прогнозам — сможет достичь к тому времени относительно скромные 83 миллиона тонн, а по менее радужным прогнозам – и вовсе лишь 51 миллион тонн. Вот и получается, что не воспринимаемые пару лет назад всерьез лозунги российских портов о «перехвате прибалтийских грузов», теперь с каждым днем все больше соответствуют действительности.
Будучи вице-премьером, Сергей Иванов делал ряд заявлений по поводу транзитных возможностей России в целом и порта Усть-Луга в частности, и заявления эти тогда были сочтены политически ангажированными: так, Сергей Иванов предрекал к 2015-му году ресурсную самодостаточность, позволяющую РФ перестать прибегать к экспорту через прибалтийские порты. Благодаря выполнению этой амбициозной задачи, говорил Иванов, Россия сможет перестать «кормить» порты Прибалтики.
Об этом и многом другом глава Клайпедского порта Вайткус говорил как о данности: рынок есть рынок, конкуренция имеет место, надо с ней считаться и предпринимать контрмеры. Спасение прибалтийских портов Вайткус видит в привлечении дополнительных инвестиций, которые можно было бы направить на развитие портов и портовой инфраструктуры.
Также потенциальных конкурентом Клайпедского порта, помимо Усть-Луги, может стать польский порт Гдыня, неуклонно наращивающий свои мощности: наличие автобана Via Baltica и железной дороги Rail Baltica поможет полякам в ближайшем времени начать обслуживать большие грузовые суда из Китая.
Как же так вышло, что литовские деятели проморгали становление Усть-Луги, и только сейчас «зашевелились» в связи с усилением конкуренции и ухудшением перспектив? И не выйдет ли так же и с Гдыней? Поживем – увидим.