Операторы морских терминалов Арктического бассейна перегрузили 26,4 млн. тонн грузов, что на 0,8% меньше грузооборота за январь — сентябрь 2014 года. Объем перевалки сухогрузов уменьшился до 18,3 млн. тонн (-5,4%), а наливных грузов вырос до 8,1 млн. тонн (+11,5%).
Грузооборот порта Мурманск составил 16,2 млн. тонн (-3,7%), Варандей – 4,9 млн. тонн (+12,9%), Архангельск – 3,0 млн. тонн (0,3%).
По данным ассоциации, снижение контейнерооборота отмечено во всех бассейнах РФ, кроме Арктического, порты которого нарастили перевалку контейнеров на 7,7%, относительно аналогичного периода 2014 года до 97,98 тыс. TEU (каботаж увеличился на 15,3% до 91,74 тыс. TEU).
В Арктическом бассейне расположены девятнадцать российских морских портов, основной деятельностью которых является перевалка внешнеторговых и каботажных грузов.
К наиболее крупным портам Арктического бассейна относятся порт Мурманск, Архангельск, Витино, Кандалакша, эти порты имеют железнодорожные подходы, связанные с транспортной системой страны. Также к крупнейшим портам Арктического бассейна относятся порты Варандей и Дудинка.
Порты Арктического бассейна осуществляют перемещение грузов по Северному морскому пути (СМП), как по международному транспортному коридору. (прим. Красильникова О. А. Особенности и перспективы развития морских портов Арктического бассейна [Текст] / О. А. Красильникова, Н. С. Ломакина // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 136-139.)
В Арктическом бассейне строятся новые порты Сабетта (Порт предназначен для обеспечения перевалки углеводородного сырья Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения на Ямале и поставок природного газа, нефти и газового конденсата морским транспортом в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.) и Териберка (Порт ориентирован на перевалку топливно-энергетических ресурсов — сырой нефти, нефтепродуктов, угля, сжиженного газа и будет являться частью проекта по освоению Штокмановского месторождения. Предполагаемая пропускная способность 13,6 млн. тонн). Нефть и газ будут поступать в порты с шельфов северных морей.