ООО «Комплексные скоростные технологии» (КСТ), резидент особой экономической зоны «Дубна», планирует в III квартале этого года запустить пилотный проект скоростной железнодорожной перевозки крупнотоннажных контейнеров на маршруте Китай–ЕС
Для этого будет сформирован первый поезд из грузовых вагонов новой конструкции, не имеющих мировых аналогов и способных передвигаться со скоростью 160 км/ч. Вполне вероятно, что первым заказчиком этих вагонов может стать «Почта России», но пока такое решение еще не принято.
По словам директора КСТ Максима Кимасова, к середине мая на заводе «Трансмаш» в Саратовской области (входит в «Трансмашхолдинг») по заказу компании завершится изготовление первых двух скоростных грузовых вагонов-платформ. На каждом вагоне может разместиться один контейнер стандарта 40 или 45 футов. Запуск первого поезда в режиме подконтрольной эксплуатации запланирован на III квартал 2017 года.
Справка «Известий»
В марте 2016 года между ООО «КСТ» и АО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИКТИ» — дочернее общество ОАО «РЖД») был заключен договор на разработку скоростного вагона-платформы для перевозки контейнеров со скоростью до 160 км/ч.
— Мы реализуем проект организации скоростной железнодорожной перевозки как за счет собственных средств, так и с привлечением займов из частных источников. Возврат заемных средств и инвестиций будет осуществляться из поступлений платежей роялти от проданных вагонов-платформ, — рассказал «Известиям» Максим Кимасов.
По его словам, заказчиком первой серийной партии вагонов-платформ может выступить ФГУП «Почта России». На первом этапе скоростной грузовой поезд планируется запустить на маршруте Эрлянь (граница КНР/Монголия) — Наушки (граница Монголия/Россия) — Москва — Брест (граница Таможенного союза/ЕС). Время в пути должно будет составить пять с половиной суток. Скоростной поезд может быть использован не только для организации почтовых перевозок, но и для доставки грузов компаний, занимающихся интернет-торговлей.
Представитель «Почты России» уточнил, что пока компания еще не определилась с заказом скоростных вагонов.
— Предприятие изучает различные современные образцы подвижного состава, как почтово-багажных вагонов, так и скоростных контейнерных вагонов, для возможного расширения железнодорожного парка. При этом говорить о том, что «Почта России» выступает заказчиком, преждевременно, предприятие ведет переговоры с различными производителями вагонов, — сообщили «Известиям» в пресс-службе «Почты России».
По данным компании, в настоящее время доля отправки почты железнодорожным транспортом составляет более 50% от всего объема почтовых отправлений. Железнодорожный транспорт является по-прежнему одним из самых эффективных как с точки зрения издержек, так и в части надежности.
По словам Максима Кимасова, в ближайшее время два построенных вагона-платформы будут направлены для проведения необходимых сертификационных испытаний, которые должны будут подтвердить заявленную способность двигаться со скоростью до 160 км/ч с тягой пассажирскими локомотивами без модернизации действующей железнодорожной инфраструктуры на пространстве колеи 1520 мм (так называемая «русская колея»).
Потребность железнодорожного рынка Евразии, по оценкам КСТ, составляет около 10 тыс. скоростных контейнерных вагонов. В 2017–2020 годах КСТ планирует выпустить 3 тыс. вагонов. Сейчас ведутся переговоры о запуске серийного производства вагонов-платформ с российскими финансовыми институтами и с представителями отечественного комплекса транспортного машиностроения.
Сформированные из таких вагонов поезда смогут на расстояниях 4–8 тыс. км конкурировать с авиационным транспортом по срокам и стоимости перевозки грузов и товаров интернет-торговли. Кроме того, они могут быть также востребованы силовыми структурами для скоростной переброски грузов и техники до 30 т, быстрой передислокации и развертывания воинских формирований, оперативного реагирования в чрезвычайных ситуациях.
По мнению независимого аналитика Дмитрия Адамидова, ощутимое увеличение пропускной способности железнодорожной инфраструктуры можно будет ожидать только через несколько лет после начала эксплуатации данного типа вагонов.
— Наверное, из всех доступных и относительно недорогих мер эта выглядит самой логичной. Однако вряд ли внедрение новых вагонов сможет радикально расшить узкие места в пропускной способности железнодорожной инфраструктуры, даже если будет решена проблема с локомотивом, способным проводить такие вагоны на скорости 160 км/ч, — отметил Дмитрий Адамидов. — Полный эффект от внедрения новой техники может быть получен только тогда, когда хотя бы на одном маршруте не останется старого подвижного состава.
В «Российских железных дорогах» от комментариев воздержались.
Известия