К 2030 году доля перевалки сухих грузов в обороте морских портов России вырастет с нынешних 40% до 60%, прогнозируют в Минтрансе. Соответственно доля нефтеналивных грузов сократится до 40%.
Согласно распоряжению правительства РФ № 1032-р от 11.06.2014 г. в Транспортную стратегию РФ на период до 2030 г. должны быть внесены изменения. Они коснулись и Стратегии развития портов до 2030 г. (предыдущий вариант утвержден в 2012 г.).
Одна из наиболее существенных поправок в обновленной версии документа, который представили премьер-министру Дмитрию Медведеву, как раз и учитывает новые тенденции в развитии структуры грузооборота российских портов. Они последуют вслед за изменениями, которые произойдут в сырьевых отраслях.
По данным Минтранса, акцент на развитие сухогрузных терминалов усилится уже после 2015 г., когда объемы прокачки сырой нефти стабилизируются, а объем сухих грузов продолжит свой рост. В частности, в прогнозе ведомства учтено, что в 2035 г. перевалка наливных грузов в российских морских составит 530 млн т – это означает, что фактически прибавки в перевалке нефтегрузов не ожидается.
Собственно и объем добычи нефти, по прогнозам Минтранса, в этот период увеличится по сравнению с 2012 г. всего на 2,1%. А вот объемы добычи угля (коксующегося и энергетического), если верить «Энергетической стратегии России до 2035 г.», вырастут довольно значительно – на 15% (до 415 млн т). Соответственно и доля обработки угля относительно нефти должна увеличиться.
Это означает, что в РФ придется строить дополнительные терминалы для перевалки угля. И в обновленной стратегии развития морских портов Минтранс проинформировал правительство о необходимости создания дополнительных угольных мощностей – прежде всего на Дальнем Востоке.
Аналогичная картина складывается и по другим видам грузов. С учетом всех планов инвесторов, грузооборот российских портов к 2030 г., по прогнозам Минтранса, может вырасти вдвое (до 1 млрд т) – именно за счет перевалки сухих грузов.
Rzd-partner.ru